.      .

    15.01.2012 14:41
    Подробнее о новостном разделе нашего сайта.
    15.01.2012 14:31
    Поздравляем всех с наступившим 2012 годом!
    29.10.2011 16:19
    Серия публикаций об инвестициях


    25.01.2012 20:34
    Идею стартапа надо защищать от воровства


    18.04.2012 20:38
    16 апреля на ММВБ-РТС состоялась презентация IPOboard.


    25.02.2012 01:16
    Как запатентовать идею.


    09.02.2012 09:35
    Facebook подал заявку на IPO на $5 млрд
    22.01.2012 17:33
    Япрофи. Проект привлёк 15 000 $.
    22.01.2012 17:31
    AvtoDelka. Проект привлёк 50 000$.

, |

:

"Существующий музыкальный проект «Фрэнд» (www.frand.ru) реализуемый продюсерским центром «Кудрявцев Друг» (www.kdrug.ru)."

      Проект (www.frand.ru) существует с 2010 года. Дебютный альбом Падая с вершин был выпущен в 2 ...

:

"Ситионлайн"

      Проект запущен, получение дохода подтверждено. Онлайн-сервис для получения наибо ...

:

"Аукцион грузоперевозок"

      Онлайн поиск перевозчика и заказов для транспорта, обслуживание заказов. Проект р ...
:
    25.01.2012 20:34 Идею стартапа надо защищать от воровства

    Идею стартапа надо защищать от воровства.

        Советы юриста. Автор - юрист Центра технологий и инноваций PwC.

        У каждого стартапа своя судьба и своя история. Но все стартапы объединяет то, что в основе каждого из них лежит идея или несколько идей — «фишка», которая выгодно отличает стартап от существующих бизнесов.  

       Существует расхожее мнение, что идеи не охраняются и защитить их невозможно. Это мнение разделяют многие предприниматели и инвесторы. Однако оно верно лишь отчасти. Например, авторское право действительно не защищает идеи, а патентное право защищает лишь некоторые технические и художественно-конструкторские решения. Указанное однако не означает, что способы защиты идеи стартапа отсутствуют вовсе. Далее речь пойдет о некоторых способах защиты идеи стартапа, а также об их основных преимуществах и недостатках. Мы не будем говорить о защите активов стартапа, связанных с идеей стартапа, в том числе о защите программ для ЭВМ, товарных знаков и доменных имен. Эти вопросы — предмет отдельного разговора.

       Джентльменское соглашение.

      На практике предприниматели прибегают к так называемому джентльменскому соглашению со своими партнерами и инвесторами. Соглашение заключается устно и сводится к тому, что предприниматель раскрывает идею стартапа только партнерам и инвесторам, а те в свою очередь обязуются сохранять конфиденциальность, не раскрывать идею третьим лицам и не реализовывать ее без предпринимателя.

       Преимуществом такого способа является его простота и неформальный подход. Заключить такое соглашение может любое лицо, в том числе гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

       Недостатком джентльменского соглашения является практическая сложность его применения, в том числе в связи с отсутствием четких письменных обязательств сторон, объема и существа раскрываемой идеи стартапа, санкций за нарушение обязательств и т. д. Трудно себе представить, чтобы российский суд удовлетворил требования предпринимателя к нарушителю устного джентльменского соглашения. В этом случае мерой ответственности нарушителя будет являться лишь ухудшение его деловой репутации и, как следствие, определенная «известность» в бизнес-сообществе.

       Соглашение о конфиденциальности.

       В связи с недостатками джентльменского соглашения более правильным способом является защита путем заключения письменного соглашения о конфиденциальности. В письменном соглашении о конфиденциальности его стороны, предприниматель в качестве раскрывающей идею стороны и партнер или инвестор в качестве принимающей идею стороны, договариваются о взаимных правах и обязанностях по раскрытию и использованию идеи, об ответственности за нарушение обязательств и т. д.

      Преимуществом соглашения является его относительная простота. Российский суд может удовлетворить требования предпринимателя к нарушителю такого соглашения о конфиденциальности. Заключить соглашение может, в том числе, гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

       Недостатком соглашения является то, что оно требует определенных усилий как со стороны предпринимателя, так и со стороны инвесторов и партнеров. В отдельных случаях у вас могут возникать трудности, например, с корректным формулированием обязательств, с точным обозначением идеи и объема ее раскрытия, с порядком разрешения споров, с ответственностью и порядком ее применения.

       Оформленное ноу-хау.

       Российский закон определяет ноу-хау как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также как сведения о способах осуществления профессиональной деятельности. По закону также требуется, чтобы:

    1. такие сведения имели действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам;

    2. у третьих лиц не было свободного доступа к таким сведениям на законном основании;

    3. в отношении таких сведений их обладатель ввел режим коммерческой тайны.

       Серьезным преимуществом этого способа является возможность привлечения нарушителя к административной и уголовной ответственности.

       Недостатком является то, что в силу законодательных ограничений этот способ доступен лишь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. То есть для обычных граждан этот способ недоступен.

       Другим недостатком является обязательность введения режима коммерческой тайны и поддержание соответствия идеи стартапа всем требованиям, установленным в законе для ноу-хау. Введение режима коммерческой тайны требует существенных усилий от предпринимателя, включая определение перечня ноу-хау, установление порядка обращения с ноу-хау и контроля за его соблюдением, учет получивших доступ к ноу-хау лиц и лиц, которым ноу-хау было предоставлено или передано, регулирование отношений с работниками и контрагентами, включая партнеров и инвесторов, проставление грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации.

       Таким образом, при выборе способа защиты бизнес-идеи предпринимателям можно посоветовать учитывать такие факторы как трудоемкость (затратность) в сравнении с эффективностью (уровнем) защиты. Например, если вы находитесь на этапе разработки будущего продукта или услуги, то оптимальным может оказаться соглашение о конфиденциальности. Если же вы уже произвели исследования и у вас имеется готовая формула, бизнес-модель, прототип или алгоритм, которые лягут в основу бизнеса, — имеет смысл ввести режим коммерческой тайны и охранять идею как ноу-хау.

       Из практики следует, что чем тщательнее проведена подготовка к защите, тем она эффективнее. Поэтому изначальный креативный подход не только к самой идее стартапа, но и к ее защите с помощью консультантов будет способствовать успеху бизнеса. Правильно сформулированные условия соглашения о конфиденциальности, оформленное ноу-хау и заранее продуманная стратегия защиты бизнеса, помогут защитить идею стартапа даже в условиях несовершенства российского законодательства и противоречивой судебной практики.